Дневник войны, глава 226. «Кулинария – тоже важный аспект культуры, за которую мы сейчас боремся»
Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая третий год полномасштабного российского вторжения. В этой главе – про гастрономические традиции и национальную кухню.
Понедельник 11 ноября стал для Кривого Рога черным. Снова российская баллистика и снова обычный жилой дом. И какое-то страшное, жуткое, чудовищное дежавю – только недавно во Львове за минуту погибла практически вся семья, теперь то же самое в Кривом Роге.
У каждого из нас уже за почти три года полномасштабной войны есть свои ритуалы, которые помогают справиться с ненормальными обстоятельствами и хоть как-то возвращаться к нормальной жизни.
Например – воплощать на кухне гастрономические эксперименты. Так и согреться, и обеспечить себе на несколько дней рацион можно.
Конечно, мастхев осени – тыквенный суп, который, судя по социальным сетям, готовят все. Сложного ни в рецепте, ни в приготовлении ничего нет. Единственное, нужно правильно выбрать тыкву: с насыщенным вкусом, без волокнистой структуры и с неводянистой мякотью. Сорт Хоккайдо – беспроигрышный вариант.
Для меня осеннее блюдо из тыквы всегда ассоциируется исключительно с одним блюдом – плачиндами. Есть варианты названия, например, плаЦинда, так как блюдо само принадлежит кухне Молдовы и Румынии. Украинской Бессарабии оно тоже знакомо и именно под первым вариантом названия.
Плачинды с тыквой – это первое, что ставили на стол бабушка с дедушкой, когда я приезжала к ним на осенние каникулы. Это было настолько вкусно, что спустя даже 20 лет я помню этот вкус.
По сути, это такой маленький пирог с начинкой из тертой тыквы, который потом можно есть вприкуску со сливками или сметаной.
Обычное несладкое тесто, как на пирожки, посредине которого кладут слегка протушенную с сахаром и сливочным маслом натертую тыкву, обрабатывают по кругу края, слегка раскатывают, и получают такую круглую лепешку с начинкой, которую затем нужно обжарить на сковороде до золотистой корочки. Сказать, что это вкусно – ничего не сказать!
Вообще в последнее время меня очень вдохновляет тенденция возрождения старинных семейных рецептов – аутентичных, локальных, традиционных, исторических. Ведь кулинария – это тоже очень важный аспект культуры, за которую, в том числе, мы сейчас боремся.
Мы должны рассказать миру, что такое Украина и почему мы уникальны. Еда – это эмоция. А эмоция – это первое впечатление, которое запоминается лучше всего.
И, несмотря на войну, я рада, что украинцы занимаются исследованием украинской традиционной кухни. Чего только стоит программа про еду ресторатора Михаила Кацурина и документалиста Антона Птушкина. Вот из недавней своей поездки по Волыни они открыли не просто блюда, а целую антологию аутентичных волынских рецептов – хамула, бобовци, мандрычка, мазурики, вареники с рыбой, пончики с черникой!
А ресторатор Евгений Клопотенко (тот, что добился для борща статуса национального наследия ЮНЕСКО) со своей экспедиции по той же Волыни привез настоящие гастросокровища – манники, сушеную колбасу, черный борщ из крови кабана, шашлык из угря, запеченную в печи капусту.
То есть, это всего один регион, который можно исследовать и исследовать! А что говорить про не менее богатую Полтавщину, Бессарабию, Гуцульщину и другие регионы?!
Кстати, недавно Евгений реализовал важный проект, который помогает развивать украинскую культуру питания.
– 100ШОП – это онлайн-рынок, где можно купить и мои продукты, и уникальные продукты других производителей из разных регионов. Это как все украинские рынки у вас в мобилке, – пишет на странице в соцсети Клопотенко.
А исследование украинских вин – это вообще отдельная увлекательная история.
Читайте еще
Избранное