Кино

Юлия Шагельман, Коммерсантъ

Код «Красный»

В прокат выходит шпионская мелодрама Тревора Нанна, основанная на реальной истории Мелиты Норвуд, которая в течение сорока лет передавала советской разведке информацию о британских ядерных разработках.

В открыточной английской деревеньке живет библиотекарша на пенсии миссис Джоан Стенли (Джуди Денч), возится в садике, рисует акварели, читает по утрам газету, пьет чай — чем там еще занимаются британские пенсионеры?

Но однажды в ее дверь стучат — и это оказывается не почтальон или молочник, а агенты MI5, которые арестовывают тихую бабульку ни много ни мало за шпионаж в пользу Советского Союза. Сначала та отрицает все обвинения, но воспоминания переносят ее в Кембридж 1938-го, когда она была юной идеалисткой, изучавшей физику, чтобы познать тайны природы.

В университете Джоан (ее молодую версию играет Софи Куксон) познакомилась с братом и сестрой, еврейскими иммигрантами из России. Соня (Тереза Србова) научила ее курить и флиртовать с мужчинами, а Лео (Том Хьюз) смутил сны отроковицы буйными кудрями, высокими скулами, романтической биографией (в Германии его чуть не убили нацисты!) и страстью, с которой он рассказывал об идеалах коммунизма. Сами идеалы девушку впечатлили меньше, тем более что эти русские завели у себя в СССР неприятную привычку то и дело расстреливать друг друга, а потом и вовсе заключили пакт с теми самыми нацистами, став таким образом врагами Британии.

Отучившись, Джоан по неизвестно чьей рекомендации поступает на службу в лабораторию Tube Alloys, занимающуюся разработкой ядерной бомбы (Лео и Соня тем временем исчезают в неизвестном направлении с норковой шубой Джоан). Там ее поначалу норовят отправить заваривать чай, но потом завлабом Макс (Стивен Кэмпбелл Мур) соображает, что она «не просто смазливое личико», а талантливый физик, ну и заодно незамедлительно в нее влюбляется — вроде бы даже взаимно.

Однако внезапно возникший Лео пытается воззвать к чувству справедливости Джоан (нечестно, если бомба будет только у британцев и американцев, а у русских — нет) и требует поделиться секретными документами. Она с негодованием отказывает, но зерно сомнений посеяно — и прорастает после Хиросимы: пожалуй, так действительно нечестно. У Джоан начинается шпионская жизнь, она проносит в лабораторию микрокамеру, которую прячет в пачке прокладок, и передает информацию через Соню.

«Никто нас не заподозрит, мы ведь женщины»,— поучает та боевую подругу. Как положено в настоящих шпионских романах, Лео даже дарит Джоан спрятанную в медальоне иглу с ядом на случай разоблачения.

Сценарий фильма кажется списанным из плохих книжек в мягких обложках, однако он, как ни удивительно, основан на реальных событиях. В конце 1990-х была арестована Мелита Норвуд, которая с 1937 по 1971 год передавала СССР главные ядерные секреты Британии и, по признанию самих англичан, принесла больше вреда, чем знаменитая «кембриджская пятерка». Судить ее из-за преклонного возраста не стали, и в 2005 году granny spy («бабушка-шпионка», как ее окрестили в СМИ), до конца остававшаяся убежденной коммунисткой, мирно умерла в своей постели.

Второй удивительный факт — в то время, когда российско-британские отношения накалены до предела, а шпионские истории с участием вещества «Новичок» и шпилей Солсберийского собора разворачиваются в прямом эфире, выходит (пусть и почти незаметно) фильм, где советская шпионка показана с симпатией и сочувствием. В отличие от реального прототипа, в фильме ею движут не коммунистические убеждения, а чисто британское чувство честной игры и искреннее желание сохранить мир. Плюс немного феминизма в духе актуальных трендов — мужчины все время недооценивают Джоан, за что и расплачиваются.

Беда, однако же, в том, что «Код «Красный», несмотря на то, что здесь есть шпионаж, любовь, секс, загадочная смерть и расщепление уранового ядра, получился похожим на пропахший нафталином телеспектакль.

Джуди Денч появляется на экране слишком ненадолго, чтобы спасти фильм, а между молодыми исполнителями так мало химии, что поверить в страсти роковые никак не получается. Настоящий патриотизм иногда принимает причудливые формы, но сдается, кавалер ордена Трудового Красного

Знамени миссис Норвуд знала об этом больше, чем решились рассказать авторы фильма.