«Мстители: Финал»: сказка о непотерянном времени
С некоторой ностальгией и (почти) без спойлеров рассказываем о фильме, который все так долго ждали.
Страшно подумать, что уже одиннадцать лет весь мир живет под защитой мультимиллионера, который, преодолев себя, смог собственноручно собрать искусственное «сердце», выбраться из плена и доказать, что и богатые снобы действительно могут думать о судьбах человеческих.
И хотя Железный человек стал лишь началом большой Вселенной, где нашли себя бог грома (Крис Хемсворт), зеленый великан (Марк Руффало), русская шпионка (Скарлетт Йоханссон), американский национальный герой (Крис Эванс) и многие другие, для миллионов людей эти годы так или иначе связаны именно с Тони Старком и его исполнителем Робертом Дауни-мл.
Именно к первому пришел Ник Фьюри (Самюэл Л. Джексон) с инициативой «Мстители», и тот идею поддержал, став неформальным лидером команды. Второй же не только вернулся в большое кино после тяжелого периода различных зависимостей, но и взял на себя роль кумира молодежи – его фото разбирают на мемы, за автографом выстраиваются многокилометровые очереди, а попасть, подобно Питеру Паркеру, в подопечные его персонажа, по разным подсчетам, хотели бы десятки тысяч двенадцатилетних.
И конечно, нет никакого секрета в том, что, подводя итог «Мстителям», создатели в первую очередь должны очертить наследие, оставленное именно Старком. Для уже зрелого героя, еще в первые мгновения киножизни (в том самом 2008 году) преуспевшего в обмане вышедшего времени (напоминаем, что реактор в груди героя долгое время спасал сердце и его самого от смерти), тема побега от уходящих лет – одна из ключевых. Будучи делом рук людей неглупых и последовательных, эпохальное завершение столь же эпохальной саги не могло не получить в качестве основы сюжет борьбы со временем и, соответственно, философию сопротивления.
Но вести бой можно по-разному. Первый путь, который предлагает «Финал», – это погружение в волны памяти. Картина одной из своих частей некоторым образом похожа на «вселенский» трибьют: с помощью запутанных аллюзий на предыдущие Marvel-ленты и непосредственно нескольких сюжетных арок она отправляет зрителя в путешествие по тому пути, который он уже прошел вместе со ставшими ему близкими супергероями. Но, всколыхнув чувства с помощью воспоминаний, прошлого не вернешь.
Тогда возникает вторая тропа «Финала» – сюжетообразующая. После щелчка пальцами в перчатке бесконечности ровно половина всего живущего стерлась с лица миллионов планет. По мысли Таноса, все должны были просто смириться с грандиозным по своему масштабу событием и жить дальше, но всегда есть те, кто не просто помнит ушедшее, но и всеми силами стремится его вернуть.
В этом, кстати, заключается один из главных философских выбросов фильма – авторы сознательно заводят разговор о причинах революций и сменяемости власти, который вытекает из осмысления все тех же попыток либо вернуть, либо переделать пройденное. Причем такое вмешательство может стать катализатором более серьезных, порой крайне негативных процессов, о чем в картине, например, говорит изменение хода мыслей Таноса – злодея, здесь уже более прямолинейного и типичного, нежели в «Войне бесконечности», что ни в коем случае не плохо, а, наоборот, способствует гармонии, задаваемой «Финалом».
Гармонично вписываются в фильм и развязка десятка начатых ранее сюжетных линий, и, наверное, самая масштабная, за всю историю франшизы как минимум, битва, и символические поминки (не по какому-то из героев, а по еще одной завершившейся истории), которые совсем скоро начнут устраивать фанаты Вселенной.
Они, безусловно, драматургически сильную картину оценят, даже если признают ее несколько неуклюжей ввиду небывалой громадности. Возвращаясь же к разговору о времени, у «Мстителей» все-таки есть решение: не пытаться все исправить или поменять, а найти в себе силы пойти дальше. Тем более что эти одиннадцать лет потерянными назвать сложно.
Хотя бы благодаря не таким уж и редким свиданиям с фильмами Marvel, которые, возможно, с рядом изменений, но все же будут продолжаться, пока жива индустрия.
Читайте еще
Избранное