«Вокс Люкс»
Дьявольское кино с божественной Натали Портман. Осторожно: в тексте раскрывается основной сюжетный поворот фильма.
«Селеста родилась в Америке в 1986-ом» – именно с голоса Уиллема Дефо, которому отведена роль закадрового рассказчика, начинается вторая режиссерская работа Брэйди Корбета с ярким названием «Вокс Люкс».
Дефо в качестве повествователя – ход неслучайный. Мы убеждены, что успевший поработать с такими крупными авторами, как Михаэль Ханеке и Ларс Фон Триер, Корбет после истории про становление диктатора («Детство лидера») решился создать своего «Антихриста». И речь идет не только о полотне Триера, сходства с которым скорее формальные (уже названный Дефо, а также формат и некоторые методы повествования), нежели содержательные, но и об о описанном в религиозных источниках мифе о противнике Христа.
В возрасте 13 лет Селеста (Рэффи Кэссиди) стала жертвой теракта, таинственном образом единственная после него выжила, написала обо этом песню, ее услышал один музыкальный менеджер (Джуд Лоу) и понеслась… По прошествии 18 лет Селеста уже в облике Натали Портман (актриса неприлично хороша) – поп-икона. Несмотря на ухудшение качества ее треков, фанатская любовь только растет.
Единственное, что может смутить, - совпадение ключевых моментов карьеры певицы с трагическими событиями: а) уже упомянутым терактом в школе, после которого начался взлет Селесты, б) 11 сентября 2001 года – день съемок ее первого клипа и в) менее масштабным (но тоже ужасным) расстрелом посетителей пляжа в Хорватии, совпавшим с запуском тура-возрождения.
Связать развитие поп-музыки (да и поп-культуры в целом) с терактами – идея любопытная, но крайне спорная, и в первую очередь для современного автора.
А между тем подобную полемику с Корбетом можно вести только в течение просмотра его ленты. Потому что в финале (когда режиссер объяснит, для чего показывает путь певицы, да еще и обзывает его «портретом XXI века») кажется, что «Вокс Люкс» не про это. Дело в том (и здравствуй, спойлер!), что в момент перед несостоявшейся смертью (после шальной пули во время школьных событий) к Селесте явились темные силы, предложившие известную всем сделку.
За соглашением последует, что уже понятно, головокружительная карьера – только, как бы все это не скрывали, музыка будет поистине дьявольская – треки в фильме, хоть их и писала Sia, крайне безвкусные. Иными словами, героиня Портман станет Антихристом, а ее сестра (Стэйси Мартин) и агент – прямыми проводниками наступления Апокалипсиса, который и ассоциируется с нашим временем, когда (именно так думает Корбет, по всей видимости) развлечения окончательно стали во главе угла, а, например, музыкальное искусство свелось к поп-композициям сомнительного качества.
Правда, следуя такому пониманию ленты, ее название (Vox Lux – Голос света) и имя главной героини (Селеста переводится как слово небесная, внутри которого сидит «бес») выглядят либо как бьющая совсем в лоб ирония, либо, того хуже, режиссерский недочет, но вспомнив, что имя Люцифер переводится как Несущий свет, можно легко убедиться в виртуозном умении Корбета не сходить с заданного им самим курса, даже желая удивить громкими словами. Вопрос же скорее в этом, откуда свет идет.
Похоже, режиссер хотел сваять своего «Улисса» (главный модернистский роман, написанный Джеймсом Джойсом) XXI века – «лунный камень», в котором преломляется эпоха, а временные рамки финальной части, как и в джойсовском произведении, размываются чуть ли не до бесконечности. Вот только нельзя отрицать, что в действительности картина может оказаться не чем-то гениальным, а всего лишь претенциозной пустышкой в блестках. Но не в этом ли состоит главное подтверждение ее исключительного демонизма?
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное