У архитекторов есть выражение — паника незаполненного пространства. Пожалуй, это точное определение нашей жизни. Мы не знали, что делать с этим незаполненным пространством. Нам нечем было его заполнить. А его надо заполнять материально, надо знать, что делать. Но мы не знали.
Алексиевич: «Говорят, Лукашенко не может простить нам пережитый страх. Но я думаю, дело не в этом»
Обладательница Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич — о том, как «красный человек» повлиял на судьбу Беларуси.
— Наш протест 2020 года был, наверное, самый идеалистический протест, который я видела в своей жизни, хотя я много ездила по миру и видела много людей, желающих жить иначе, — размышляет Светлана Алексиевич на канале ТОК. — Помню, как мимо моего дома шла колонна, сотни тысяч людей, спускалась и шла немного с ними.
И там были красивые молодые женщины с детьми, с колясками. Насколько мы чувствовали себя в безопасности, насколько мы были романтичны.
Почему-то мы представляли, раз мир вокруг гудит и меняется, значит, у нас что-то должно произойти, этот главный выйдет и увидит, что нас так много, что мы думаем иначе.
Вышла большая часть народа, и никто из нас не подумал, что может быть кровь. Никто из нас не был готов к крови. Сейчас, наверное, мы уже жестче себе представляем свободу. А тогда думали, что это праздник, что это красиво.
Писательница объясняет психологию беларуских протестов тяжелым наследием нашей истории.
— У меня на этот счет есть пример: люди 70 лет сидели в лагере и вышли оттуда, и вот стоит этот человек за воротами, но разве он свободный? Это несвободный человек. Он не знает, что это такое —свобода.
Свобода, демократия — это все еще не было обжито нашей культурой, нашей душой, сердцем, нашей практикой жизни. Это все было не вжито, осталось такое незаполненное пространство.
Мы не любили коммунизм, нам показалось, что коммунизм мертв, но это тоже была ошибка. Однако как идти к свободе, как ее добиваться, такого опыта ни у кого не было.
Мы были мечтатели, мы были прожектёры, мы были людьми, которые не имели рядом практического примера. Может, у нас не хватало самостоятельно мыслящих людей…
В странах Балтии, Польше их было больше, потому что там была другая история. С нашей маленькой страной очень жестко поступали — и в войну, и в ГУЛАГе погибали лучшие. И мы вышли с достаточно обедненным человеческим потенциалом.
Потому что диктаторы из Кремля очень боялись этих маленьких государств и прежде всего уничтожали интеллигенцию, которая могла бы что-то сделать.
И вот этот «красный человек», который только что вышел за ворота лагеря, начал делать то, что умеет — воевать, убивать, воровать, делить эту страну. Беларусы не успели, а в России просто разрывали на куски этот пирог.
Поэтому марши у нас были красивые, но время нам попалось очень жестокое, — резюмировала Алексиевич.
Причина сегодняшних страшных репрессий в Беларуси, по ее мнению, также уходит корнями в советскую историю.
— Часто говорят, что Лукашенко не может простить нам страх, который пережил в первые дни, и он действительно боялся. Но я думаю, дело не в этом.
Он тоже «красный человек». Он не знает, что делать, и делает только то, что умеет — унижать, убивать, сажать в тюрьму. У него нет другого знания жизни, это все, что он знает.
Ему кажется, что сильное государство — это и есть страх, в котором он будет держать народ. Потому что ничего другого он не знает. Это абсолютно советское понимание. Я ни разу не слышала от него ни одного слова прорыва в какую-то новую реальность.
Ведь то, что мы — маленькая страна, это наш плюс. На таких маленьких пространствах легче сделать социал-демократию, чем в России. И это можно было сделать, но, во-первых, у Лукашенко не было нужных знаний, во-вторых, я никогда не видела у него сильной команды.
Команду в то время надо было делать из историков, из молодых политиков, из людей, которые имели силы и энергию прорваться в новое время.
Надо было прорваться в этот большой мир, который гудел где-то там за границей. Когда мы стали ездить на Запад, увидели, как устроена там жизнь.
У меня есть надежда на то, что сейчас мы, глядя на всю эту жизнь, научимся чему-то, и, когда вернемся домой, может быть, что-то сделаем. Ведь мы уже несколько лет смотрит на то, как люди это делают здесь.
Я жила в Швеции, Германии, Франции — там много социализма. Мы же только говорили об этом, а что это такое, не знали. Мы оказались людьми без знания будущего.
Для того, чтобы строить будущее, мне кажется, надо знать, какие шансы у твоей страны, на что ей можно опереться, чем она сильна, что потеряла за ход истории.
И нужно находить этих людей, которые действительно могли сделать новую Беларусь. Они есть, но ставка была сделана на страх, на тех, кто боится, на то, как сделать, чтобы было страшно.
Как-то Лукашенко заявил: мол, зачем нам иностранные языки. А сколько языков знает его сын? Языка три он выучил, кажется. Почему Коле нужно, а другим нет? И такое неуважение к стране, к людям на каждом шагу.
И это унижение тюрьмой, условиями содержания, о которых рассказывают люди, я сейчас многих записываю. И о том, как их арестовывают, когда пожилую женщину ставят на колени, пока идет обыск.
Это все большая историческая травма, и так это не пройдет, — говорит писательница.
Алексиевич так объясняет разное отношение к войне русских и беларусов:
— Это здорово, что мы не вступили в войну. Недавно ехала в поезде и рядом ехал молодой человек из Твери. Говорит: «Ненавижу хохлов». Спрашиваю: за что? «Ненавижу и все». Говорю: так у вас же есть голова, за что все-таки? «Ненавижу и все».
От беларуса я никогда ничего подобного не слышала, ни от одного. Ведь не случайно у нас были такие красивые марши без крови. Наверное, это связано с нашей историей. Беларусы не готовы охотно и быстро убивать.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное