Власть

Дмитрий Косач

«Некрасивая торговля». Как у ГДР выкупали политзаключенных и почему вокруг этой практики было много споров

«Салідарнасць» в рамках спецпроекта «Власть» рассказывает, как в 1960-х зародилась практика выкупа у ГДР политзаключенных, почему ее держали в секрете и к каким противоречивым результатам она привела.

Во времена ГДР

С ростом количества политзаключенных в Беларуси набирают силу дискуссии на тему, каким образом можно добиться от режима их освобождения. Звучало и предложение о выкупе узников у белорусских властей.

Отметим, что у этой идеи есть исторический пример. Но почему результаты той практики были противоречивыми?

Сколько политзаключенных выкупили у ГДР?

Общее количество политических узников в ГДР в период с 1949 по 1989 год оценивается примерно в 200 тысяч человек. Половина из них оказалась за решеткой с начала 1960-х, с момента разделения Берлина стеной.

Вскоре после ее появления и появилась практика выкупа политзаключенных у ГДР. Согласно устоявшейся оценке, благодаря ей на свободу в ФРГ за 36 лет было перенаправлено почти 34 тысячи человек.

Как возникла практика выкупа политзаключенных?

Согласно немецким источникам, эта идея возникла в ФРГ практически одновременно у благотворительной организации «Рука помощи» в Гамбурге и у Евангелической церкви. Когда они обратились в правительство с вопросами о допустимости такой практики, их перенаправили к адвокату из Восточной Германии Вольфгангу Фогелю.

Тот был известен тем, что помог обменять американского летчика Гэри Пауэрса на советского разведчика Рудольфа Абеля и находился в хороших отношениях со Штази. Таким образом Фогель стал посредником между двумя сторонами: ему передали список политзаключенных, за освобождение которых западные немцы готовы были хорошо заплатить.

В первый раз власти ГДР согласились освободить всего 8 политзаключенных, которых доставили в ФРГ по железной дороге. Деньги Фогелю передали наличкой.

Как практика выкупа политзаключенных стала массовой?

На первом этапе это произошло стараниями Евангелической церкви, которая представляет собой конфедерацию региональных протестантских церквей. Несмотря на насаждение коммунизма в ГДР, они продолжали там свою деятельность. Власти Восточной Германии сотрудничали с евангелистами, которые помогали им в решении социальных вопросов: организации госпиталей, детских приютов, домов престарелых.

Более того, Евангелическая церковь нередко брала на себя роль адвоката властей ГДР на международной арене. К тому же, через церковь в Восточную Германию приходили пожертвования из ФРГ.

В общем, власти ГДР пошли на контакт с евангелистами, когда те подняли вопрос о регулярной практике освобождения политзаключенных в обмен на экономическую помощь. Правда, от выплаты наличных денег отказались: вместо этого церковь помогала Восточной Германии поставками потребительских товаров (например, кофе), техники для промышленности и сельского хозяйства.

Так на первом этапе одна из сделок была следующей: за 15 политзаключенных в ГДР отправились три вагона калийных удобрений.

Но финансовые ресурсы евангелистов стали быстро истощаться и тогда они вновь обратились за помощью к правительству ФРГ. На этот раз там согласились на участие в процессе финансовыми ресурсами. С условием, что эта практика не будет предаваться огласке.

Со временем выработался устоявшийся механизм по выкупу политзаключенных у ГДР. В Западной Германии составляли списки интересующих их узников, среди которых основную часть составляли немцы, осужденные за попытку нелегального перехода в ФРГ.

Через адвоката Фогеля списки передавались Штази. Госбезопасность давала ответ, кого согласна освободить, а кого нет. За наиболее важные имена приходилось торговаться и повышать цену.

По некоторым оценкам с начала 1960-х до 1989 года правительство ФРГ потратило более трех миллиардов долларов на выкуп политзаключенных, что на то время было огромными деньгами.

Одним из тех, кто вел переговоры с «адвокатом дьявола» Фогелем был юрист Людвиг Релингер. В воспоминаниях он назвал свою работу «болезненным процессом»: в том числе ему предстояло решить, кого из политзаключенных стоит выкупить. Приходилось вырабатывать некие критерии, по которым узники должны были попасть в соответствующие списки. Среди них учитывались срок заключения и состояние здоровья.

За каждым файлом стоял человек, это было ужасно.

Людвиг Релингер

Освобожденные не имели возможности заранее попрощаться с родственниками, их вывозили из ГДР самыми разными способами. Зачастую на автобусах, которые, чтобы не привлекать лишнего внимания, на границе меняли номера ФРГ на номера ГДР и обратно.

По прибытии в ФРГ освобожденные политзаключенные некоторое время приходили в себя в специальном лагере для беженцев. После перехода границы их угощали бутербродами, фруктами, сигаретами.

Почему практику выкупа политзаключенных держали в секрете?

В целом эта практика властям ГДР была очень выгодна. Они освобождали места в тюрьмах, получали за политзаключенных выкуп и лишались головной боли, как интегрировать их в общество после отбытия срока наказания.

В переговорах с представителями ФРГ власти Восточной Германии называли выкуп «компенсацией ущерба», который политзаключенный причинил государству своими действиями, а также тем, что покинет страну после получения бесплатного образования.

Вместе с тем социалистическому государству было не с руки обнародовать информацию о циничной торговле противниками режима – это не все бы поняли даже внутри ГДР. Тем более, что существовали подозрения, что выгоду получают прежде всего те, кто участвовал в обмене.

Например, считается, что так обогатился «адвокат дьявола» Вольфганг Фогель. Политзаключенные, которым он помогал в освобождении, отдавали через него свою собственность намного дешевле рыночной цены. Адвокату приписывают фразу: «Вы можете быть богатыми даже при социализме».

После воссоединения Германии Фогелю были предъявлены разные обвинения, но в тюрьму он так и не сел.

Вольфганг Фогель

В ФРГ же молчали о практике выкупа политзаключенных, поскольку опасались, что если секрет раскроют, то больше сделок по освобождению узников не будет. «Некрасивая торговля», как ее называли в Западной Германии, продолжалась до самого падения Берлинской стены.

Хотя к концу 1980-х информация о практике выкупа политзаключенных стала просачиваться в западногерманскую прессу, по-настоящему открытой информация о ней стала уже после воссоединения страны.

Почему практика выкупа политзаключенных получила противоречивые оценки?

С одной стороны, западные немцы преследовали благородную цель. Политзаключенные, которых за несколько попыток бегства из ГДР приговаривали к пожизненному заключению, не могли сдержать слез, когда узнавали, что их ожидает высылка в ФРГ и свобода.

Многим оказавшимся за решеткой информация о существовавшей практике обмена помогала не сломаться духом и заботиться о своем здоровье.

С другой стороны, практикой выкупа политзаключенных властям ГДР была создана бизнес-модель, при которой те были заинтересованы в новых арестах и увеличении сроков уголовных приговоров. Получаемая экономическая выгода никак не способствовала краху режима, а наоборот – откладывала его.  

Кроме того, Восточный Берлин, осознавая сильную заинтересованность Бонна, шел на разные уловки во время переговоров. Вообще-то далеко не факт, что количество освобожденных политзаключенных составило указанную выше цифру в почти 34 тысячи человек.

В переданные с Запада списки Штази иногда включала людей, которые политзаключенными не являлись. Например, сообщниками политических узников представляли уголовников. Или похожие имена «случайно» путали, высылая в ФРГ совсем не тех людей.

Практика выкупа была не только моральной дилеммой, но и оставила большие сомнения в своей эффективности.