Коктейль

Украина выиграла «Евровидение»: «Помогите Мариуполю! Помогите «Азовстали» прямо сейчас!»

В финале конкурса «Евровидение-2022» победила украинская группа Kalush Orchestra. В тройке призеров также Великобритания и Испания.

Песня Stefania заняла первое место после оглашения результатов зрительского голосования.

Солист Олег Псюк посвятил эту песню своей матери, а также всем женщинам, которые оберегают своих детей от ужасов войны. Конкурс в этом году проходил в итальянском Турине.

Президент Украины Владимир Зеленский поздравил Kalush Orchestra с победой на песенном конкурсе и пообещал, что в один прекрасный день «Евровидение» пройдет в отстроенном и свободном Мариуполе.

«Наше мужество поражает мир, наша музыка покоряет Европу! Мы сделаем все, чтобы однажды участников и гостей «Евровидения» принимал украинский Мариуполь. Свободный, мирный, отстроенный!» – написал президент Украины в Instagram.

С победой украинцев поздравили и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.

Украинская команда была фаворитом конкурса. Однако, как подчеркивал солист Kalush Orchestra Олег Псюк, команда была на пятом месте по версии букмекеров и до начала войны.

По суммарным итогам зрительского голосования и жюри представители Украины победили с большим отрывом – они получили 631 балл.

Кто такие Kalush

Этно-рэп-коллектив Kalush Orchestra собран под конкурс на основе одноименного трио Kalush, пишет Медуза. В изначальный состав группы входил фронтмен Олег Псюк, сопилкарь Игорь Диденчук и анонимный участник MC Килиммен, чье прозвище можно перевести как «человек-ковер».

Kalush появились осенью 2019 года. С первого же релиза группы (клип «Не маринуй») для рэп-тусовки и критиков было ясно: это продюсерский проект. Запуском группы занимался Ванек Клименко — продюсер Alyona Alyona.

Если в случае с Аленой ее оригинальность и фактура были всем очевидны, то Kalush — это проект, в котором «фишки» пришлось специально искать и собирать в одну историю. Начиная от розовой панамы, которую не снимает Псюк, заканчивая его канонической для рэпа биографией, на которой сделан особый акцент: наркозависимость и наркоторговля, последовавшая за этим переоценка ценностей и спасение через музыку. Сопилкарь Kalush — это участник группы Go_A, которая успешно выступила на «Евровидении» от Украины в 2021 году, заняв третье место.

Сам этот типаж — миловидный мастер игры на народных инструментах — одна из удачных находок украинских продюсеров последних лет. Такой же персонаж есть, например, в группах Kazka или Onuka. Наконец, Килиммен — человек-загадка в супергеройском трико, отвечающий за стебную аутентичность. Ходят слухи, что под маской этого персонажа скрывается не один, а сразу несколько МС из украинского хип-хоп-андеграунда.

«Крючок» группы Kalush — это особый флоу Олега Псюка: сочетание калушской фонетики (Калуш — это маленький город в Ивано-Франковской области) с пулеметной скоростью читки, из-за которой решительно невозможно разобрать слова. Которые, по задумке, не так уж и важны. Главное, что Kalush «качает».

Как их узнала вся Украина

Стоит признать, что первое время дела у Kalush шли не так уж здорово. Расти «под крылом» у большой звезды вроде Алены Алены часто значит оставаться в ее тени (другой похожий пример — протеже Ивана Дорна Constantine). Индустрия видит в этом читерство, аудитория — лишь последователя артиста-локомотива. На хип-хоп-сцене этот скепсис умножается надвое, ведь любое продюсерское вмешательство — «это не тру».

К тому же на старте Kalush выпускали слабый материал. Забавная читка Псюка быстро перестала удивлять, в остальном все было достаточно тривиально: избитые нравоучения для молодежи в текстах, мол, «бросайте наркоту» (песня «Ти Гониш») и пошловатый гоп-стиль («Кент», «Типок»). Kalush долго не могли найти себя и постепенно превращались в «хромую утку». Группу все чаще высмеивали в комментариях на The Flow, а украинский музыкальный сайт «Слух» и вовсе выпустил целый лонгрид под названием «Что не так с группой Kalush?».

Успех пришел в тот момент, когда Kalush перестали гнаться за завышенными ожиданиями рэп-тусовки и признались себе в том, что никакие они не суровые рэперы, а ловкие конъюнктурщики в поисках народной любви.

Продюсер группы Ванек Клименко вовремя понял, что не стоит изобретать велосипед, достаточно взять уже популярный в Украине кальян-рэп (вроде того, что выходит на лейбле «Жара») и перевести его на украинский язык. Так появилась песня «Зорi» (2020) — лирический рэп-хит, после выхода которого Kalush наконец проснулись знаменитыми. Почти 15 миллионов просмотров на ютьюбе — в истории украинской хип-хоп-сцены больше было только у «Тает лед» группы «Грибы».

В 2021 году Kalush провернули подобный фокус еще раз. В дуэте с молодым артистом Skofka они записали вирусную песню «Додому» — трогательную историю о тоске по детству, положенную на простецкий мотив в стиле группы «Сектор газа». «Додому» в Украине стала настоящим народным хитом, той самой песней, которая звучит из каждой машины или телефона.

После этого номера Kalush засыпали предложениями о сотрудничестве. Группа спела дуэтом со звездой инстаграма Jerry Heil, Артемом Пивоваровым, Христиной Соловий и даже с группой «Океан Эльзы». Наконец, коллектив отправился в большой тур по Украине, где в лучших традициях «Ласкового мая» давал по два концерта в день.