Женщина-скандал, заработавшая миллионы на убийце Кеннеди

Дочь знаменитого художника-абстракциониста Кеннета Ноланда родилась в 1956-м в Вашингтоне и росла в артистической среде бурных 1970-х. 

Неудивительно, что гены и правильная атмосфера сделали Кеди Ноланд одной из самых ярких представителей концептуального искусства конца прошлого века.

Работы Ноланд часто исследуют «американский кошмар». Так художница назвала токсичные, на ее взгляд, аспекты американской культуры: гламур, насилие, смерть...

В 2011-м самой дорогой работой Кэди стала «Oozewald», изрешеченная пулями шелкография Ли Харви Освальда, единственного подозреваемого в убийстве американского президента Джона Кеннеди.

Снимок, наклеенный на лист алюминия, был сделан за мгновение до смерти Освальда в 1963-м, когда владелец ночного клуба Джек Руби застрелил его на выходе из полицейского участка. На торгах Sotheby's работу продали за 6,5 миллионов долларов.

В мае 2015-го персональный рекорд Ноланд увеличился: изображение Ли Харви Освальда «Bluewald», усеянное «пулевыми» отверстиями, забрали уже без малого за 10 миллионов долларов.

Ковбойская голова, вырезанная бензопилой, 1990, шелкография на алюминии с веревкой, рулоном ленты и пачкой для сигарет. Музей современного искусства Чикаго.

В 1980-х художница призывала приглядеться к идее американской идентичности, проблеме жестокости и неуемного потребления. Ее работы, скульптуры и инсталляции, это смешение  дорожных знаков, труб, полицейских значков, американских флагов, банок из-под пива и других отходов.

Ноланд создает скульптуры из металла, вырезая из листов алюминия различные формы и печатая на них тексты или фото.

«Металл словно мертвое тело — от него довольно трудно избавиться»,— объясняла Ноланд свою тягу к материалу.

Кэди создавала работы на тему взаимоотношений  агрессора и жертвы. Используя образы, растиражированные СМИ — вырезки из газет, кадры хроники — увеличивала их и с помощью шелкографии наносила на листы алюминия, фигурно обрезая.

Героев выбирала звучных! Например, Патти Херст (внучку американского магната Уильяма Херста, жертву киднеппинга, присоединившуюся к похитителям).

Или преступницу по кличке Таня, ограбившую банк и ставшую ярким медийным примером стокгольмского синдрома.  Так свет увидели работы художницы «Таня. Преступление» (Tanya as a Bandit, 1989) и «Безымянная Патти Херст» (Untitled Patty Hearst, 1989).

Кэди Ноланд, Общественная скульптура, 1994, Музей Гленстон.

«Насилие это часть жизни в Америке, имеющая положительную репутацию», — говорила художница в одном из интервью. В середине 1990-х Ноланд обратилась к образам группы серийного убийцы Чарльза Мэнсона.

«Путешествие по Америке», 1988 год, проволочные стойки, стальные трубы, хромированные манжеты, американский флаг, пиратский флаг, кожаные ремни, трость и металлические детали. Музей современного искусства (Нью-Йорк)

Ноланд будто играет с чувствами зрителя, создавая казалось бы невинные вне контекста образы. Но погружаясь в историю каждого, зритель замирает, зачастую лицезрея чудовищ.

Неудивительно, что художницу не раз называли в прессе «женщина-скандал».

В 2012-м Sotheby's снял с продажи ее алюминиевую гравюру «Доение ковбоев» (1990) после того, как Кэди отказалась от авторства, сославшись на появившееся повреждение. Позже владелец гравюры галерист Марк Янку предъявил иск Ноланд (20 миллионов долларов) и Sotheby's (6 миллионов). поскольку без авторства художницы не смог продать гравюру по запланированной цене. Но не сработало — судья иск отклонил.

На руку Ноланд оказался и созданный ею ореол таинственности, окутавший ее имя. В интернете до сих нет практически ни одной ее нормальной фотографии.

Зато персональные выставки с успехом проходили в США, Японии, по всей Европе. А картины выставляли ведущие аукционные дома мира.

«Мало работать, редко показывать свои работы публике, интересоваться насилием и обязательно устраивать скандалы» — писали критики про своеобразный секрет успеха Кэди Ноланд.

Некоторые, глядя на работы Ноланд, до сих пор не понимают — «в чем фишка»? В мастерстве себя продать.

Теперь за инсталляциями и скульптурами Кэди Ноланд охотятся коллекционеры.  Представители выставок месяцами уговаривают художницу подготовить новый проект или хотя бы дать разрешение на ретроспективу. Она же предпочитает находиться в тени своей славы и оставаться затворницей.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4(7)